Законы и НПА в лесном деле за 2015 год

Главная / Статьи / Законы и НПА в лесном деле за 2015 год

Год 2015 начинался скромно, но настойчиво. И теперь он закончился, как стало обычным с 2007 года, некоторыми кардинальными мерами. Что они принесут нам, что мы сделаем, с какими результатами мы проживем год 2016 год? Уважаемые коллеги, я сделал подборку интересующих всех нас изменений в лесное законодательство на федеральном уровне за 2015 год. Дополнительно подобрал некоторые факты из среды лесных отношений. Может быть все это вам пригодится.

1.

Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции 5 февраля 2015 года утвердила "Перечень системообразующих организаций", оказывающих существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность в России. Предполагается, что правительство будет отслеживать финансово-экономическое положение этих организаций, разрабатывать инструменты оказания им государственной поддержки, рассматривать заявки и планы по их финансовому оздоровлению и господдержке, и оценивать эффективность принятых решений.

В утвержденный перечень вошли семь организаций лесного сектора - шесть профильных, у которых с лесом связана основная деятельность, и одна непрофильная, для которой лесные предприятия являются лишь одним из активов.

Вот эти организации:

  • ОАО «Архангельский ЦБК»
  • ОАО «Дальлеспром»
  • ОАО «Группа «Илим»
  • ЗАО «Интернешнл Пейпер»
  • ОАО «Кондопога»
  • ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК»
  • ОАО АФК «Система»
  • В перечне есть еще несколько организаций, косвенно связанных с лесным сектором или имеющих несущественные, по сравнению с масштабами их основной деятельности, доли в лесных предприятиях.

 

2

11 февраля в городе Асино Томской области состоялось торжественное открытие завода по производству шпона компании РосКитИнвест - дочернего предприятия китайской компании AVIC Forestry. Завод представляет собой часть очень крупного лесопромышленного комплекса, возводимого в Асино китайской компанией - это самый крупный китайский инвестиционный проект в российском лесном секторе. По сообщениям самой AVIC Forestry, после выхода комплекса на полную мощность ежегодное потребление им древесины составит 4,5 миллиона кубометров.

Производить комплекс будет фанеру, древесно-волокнистые плиты и сопутствующую продукцию. Общий объем инвестиций оценивается в 30 миллиардов рублей, объем того, что уже вложено - в 13 миллиардов рублей. Соглашение о строительстве этого комплекса было подписано в мае 2008 года в рамках визита Д.А.Медведева в Китай.

 

3

27 февраля 2015 года официально опубликованы приказы Минприроды России от 1 декабря 2014 года № 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" и Рослесхоза от 9 декабря 2014 года № 435 "О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 517 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов". Случай вполне обычный для нашего времени: изменение структуры федеральных органов исполнительной власти ведет к перераспределению их полномочий, а это перераспределение, в свою очередь, ведет к отмене многих старых нормативных правовых актов и утверждению новых тем ведомством, которое теперь уполномочено их утверждать. Это огромная, дорогая и бессмысленная работа - от того, что в тех или иных правилах изменится подпись утвердившего их начальника и поменяется порядок слов в предложениях без изменения их сути, никому лучше не станет. Примечательно, что в последние месяцы в российском лесном хозяйстве из-за нехватки денег происходит довольно массовое сокращение рабочих мест и специалистов. При этом объемы документооборота и количество бессмысленных бюрократических операций нисколько не уменьшаются.

4

В конце февраля 2015 года в Ивановской области по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.165 УК РФ ("Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием") в связи с итогами реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов ООО "Ивановский лес". Проект был включен в перечень приоритетных в марте 2009 года. Предполагалось, что в рамках этого проекта в Ивановской области будет создано деревообрабатывающее предприятие, производящее пиломатериалы, деревянную мебель, паркетную доску, погонажные изделия и пеллеты, с численностью работников 529 человек, с объемом потребления древесины 110 тысяч кубометров в год, объемом инвестиций 308 миллионов рублей. Предприятие должно было быть построено в 2013 году, но построено не было. В Ивановской области решили пойти по пути возбуждения уголовного дела и привлечения "обещалкиных" к ответственности - и это очень правильное решение.

Часть вторая статьи 165 Уголовного кодекса РФ предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Согласно условиям инвестиционного проекта ООО «Ивановский лес» приняло на себя обязательства по инвестированию в лесную отрасль региона не менее 300 млн. рублей, для создания дополнительных рабочих мест, строительства лесопильного и мебельного производства, в том числе, котельной, сушильных камер и иных объектов инфраструктуры. Действующим законодательством предусмотрено снижение платы за аренду лесных участков, используемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, путем применения коэффициент 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка. В результате, ООО «Ивановский лес» размер ежегодной арендной платы был уменьшен более чем на 3 млн. рублей.

Лицами, осуществлявшими управленческие функции в ООО «Ивановский лес» мероприятия, запланированные приоритетным инвестиционным проектов, не исполнялись, инвестиции в лесную отрасль региона не осуществлялись. При этом, ежегодно ООО «Ивановский лес» осуществляло изъятие древесины в объеме 182 тыс. куб. метров.

В связи с неисполнением инвестиционного проекта в области освоения лесов Приказом Минпромторга от 06.06.2014 за № 1087 инвестиционный проект ООО «Ивановский лес» исключен из перечня приоритетных. Также расторгнут договор аренды лесных участков.

В результате действий лиц, выполнявших управленческие функции в ООО «Ивановский лиц», путем обмана и злоупотребления доверием причинен ущерб в размере более 23 млн. рублей, из которых более 17 млн. рублей бюджету Российской Федерации, около 5 млн. рублей - бюджету Ивановской области.

По данному факту прокуратурой Ивановской области в орган предварительного расследования направлено постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба в особо крупном размере путем обмана или злоупотребления доверием).

 

5

Напряженнейшая пожароопасная обстановка в апреле 2015 года в лесах Сибирского федерального округа, у наших соседей, принесла небывалые трагедии.

По предварительным данным, около девятисот домов полностью или частично сгорели от палов сухой травы в Республике Хакасия 12 апреля 2015 года, не менее пяти человек погибли, не менее одиннадцати получили тяжелые ожоги, около сотни - пострадали от огня.

Палы сухой травы - это системное бедствие нашей страны. Каждый год от них сгорают тысячи домов, бессчетное количество линий электропередачи и других объектов инфраструктуры, гибнут люди. Травяные палы являются одной из двух главных причин пожаров в лесах и главной причиной пожаров на осушенных торфяниках и брошенных торфяных месторождениях.

На прошедшем в апреле 2013 года заседании президиума Госсовета о повышении эффективности лесного комплекса Президент РФ В.В.Путин дал поручение Правительству РФ № Пр-1037 (пункт 1.ж), со сроком исполнения 1 сентября 2013 года, установить порядок выжигания сухой травянистой растительности, исключающий возможность перехода огня на лесные насаждения, торфяники, объекты инфраструктуры и населенные пункты. Однако, поручение это остается невыполненным до сих пор.

Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации" были установлены требования к мерам пожарной безопасности при выжигании сухой растительности якобы с целью исключения возможности перехода огня на леса, торфяники, населенные пункты и объекты инфраструктуры. Однако, эти требования были установлены лишь для ограниченного перечня категорий земель, не включающего земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса, то есть две самые проблемные с точки зрения травяных палов категории земель. За невыполнение этого президентского поручения, равно как и за то, что в стране в течение многих лет не ведется системной борьбы с практикой массового бесконтрольного выжигания сухой травы, никто не был привлечен ни к какой ответственности. Ситуация повлекла ужесточение ответственности лиц, использующих лесные участки, исполнителей мероприятий по тушению лесных пожаров и др.

Постановлением от 8 апреля 2015 г. № 327 Правительство РФ утвердило правила, позволяющие запроверять до смерти практически любого организатора распространения информации в российском сегменте сети Интернет.

Основанием для такой проверки может быть только обращение органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, или истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушения.

Правила сконструированы таким образом, что стоит только начать - а дальше с помощью выдачи предписаний и контроля за их исполнением цепь проверок можно сделать практически постоянной и непрерывной.

 

6

Агентство Yonhap news сообщает о том, что в начале 2015 года в Северной Корее был казнен заместитель министра лесного хозяйства страны за критику правительственного плана по лесовосстановлению и лесоразведению. В общей сложности, по сообщению новостного агентства, в Северной Корее с начала года были казнены пятнадцать высокопоставленных руководителей.

 

7

По данным FAO, общий объем учтенной заготовки древесины в мире (с пояснением "сборные данные, которые могут включать официальные, полуофициальные, оценочные или вычисленные значения" по разным странам) составил в 2014 году 3690 миллионов кубометров.

На десятку крупнейших стран - заготовителей древесины пришлось 57% от общемирового лесопользования. На первое место по учтенной заготовке древесины, обогнав лидировавшую в предшествующие два года Индию, вышли Соединенные штаты Америки. На Россию пришлось 5,5% от общемирового объема заготовки древесины.

Вот так выглядит десятка крупнейших стран-лесопользователей мира по данным FAO за 2014 год:

  • США - 399 миллионов кубометров (10,8% от общемировой заготовки);
  • Индия - 357 миллионов кубометров (9,7% от общемировой заготовки);
  • Китай - 348 миллионов кубометров (9,4% от общемировой заготовки);
  • Бразилия - 264 миллионов кубометров (7,2% от общемировой заготовки);
  • Россия - 203 миллионов кубометров (5,5% от общемировой заготовки);
  • Канада - 154 миллионов кубометров (4,2% от общемировой заготовки);
  • Индонезия - 115 миллионов кубометров (3,1% от общемировой заготовки);
  • Эфиопия - 108 миллионов кубометров (2,9% от общемировой заготовки);
  • ДР Конго - 85 миллионов кубометров (2,3% от общемировой заготовки);
  • Нигерия - 74 миллионов кубометров (2,0% от общемировой заготовки).

В странах Европейского союза за 2014 год было заготовлено в общей сложности в 2014 году 553 миллиона кубометров древесины (15,0% от общемировой заготовки). Примечание. Речь во всех случаях идет об общем объеме заготавливаемой древесины, включая дровяную.

 

8

В Лесной кодекс РФ внесен двадцать восьмой за время его действия набор поправок - он, в частности, возвращает краткосрочное пользование лесом Вступление в силу федерального закона от 29 июня 2015 г. № 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" может привести к коренному изменению требований к заготовке древесины в части организации работ, составления технологических карт, размещения технологической сети лесосек, предельных значений их ширины и площади, сроков примыкания, очистки от порубочных остатков и др.

Закон вступает в силу 1 октября 2015 года.

Этим законом в Лесной кодекс РФ вводится новая статья 16.1 - "Лесосечные работы". В ней, в частности, есть пункт 4 следующего содержания: "Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти". Рослесхоз полагает, что все перечисленное должно устанавливаться отдельным нормативным правовым актом, а не существующими сейчас Правилами заготовки древесины (к этому есть основания: используемое в статье 16.1 понятие "лесосечные работы" шире, чем используемое в статьях 29 и 30 Лесного кодекса понятие "заготовка древесины"). В связи с этим, Рослесхоз уже подготовил проект приказа "О признании утратившими силу отдельных положений Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337", согласно которому должны быть признанными утратившими силу глава IV Правил и приложение № 2 к ним.

Это означает, что положения, содержащиеся сейчас в главе IV и приложении 2 Правил заготовки древесины, в ближайшее время могут быть коренным образом изменены. Пока непонятно, какими будут эти изменения - проект их разрабатывается без общественного и профессионального обсуждения (несмотря на то, что эти части Правил заготовки древесины прямо затрагивают как общественные интересы, так и деятельность подавляющего большинства лесопользователей и лесохозяйственных организаций). В общем, надо быть начеку, внимательно следить за готовящимися изменениями и нововведениями - они могут самым существенным образом повлиять на российское лесное хозяйство и лесопользование.

В тех частях нынешних Правил заготовки древесины, которые предполагается отменить (чтобы затем утвердить новым приказом, соответствующим статье 16.1 Лесного кодекса РФ), содержатся:

- требования к технологической карте (отметим, что статья 16.1 прямо предусматривает необходимость техкарты);

- положения, касающиеся подготовительных работ на лесосеке;

- ограничения по площади и требования по размещению погрузочных площадок и волоков, требования к укреплению волоков, ограничения по трелевке на крутых склонах;

- допуски по повреждению деревьев при выборочных рубках;

- требования к очистке лесосек, сжиганию порубочных остатков;

- требования к осмотру мест рубок и составлению акта осмотра (отметим, что статья 16.1 прямо предусматривает необходимость осмотра лесосеки после выполнения всех работ и составления акта);

- предельные значения ширины лесосеки для разных пород и условий;

- предельные значения площади лесосеки для разных пород и условий;

- сроки примыкания лесосек для разных пород и условий.

 

9

Рослесхоз выпустил новую редакцию справочника "Наилучшие доступные технологии и решения для производства топливных гранул и брикетов из древесной биомассы и отходов деревообработки" (предыдущая была опубликована в 2013 году), а также "Рекомендации по организации производства тепловой и электрической энергии из древесной биомассы и отходов деревообработки в коммунальной и промышленной энергетике". "Рекомендации" какие-то нежизненные, а вот справочник может оказаться полезным для общего знакомства с производством стандартизованного древесного топлива. Справочник и "Рекомендации" размещены на сайте Минприроды России:

Справочник: «Наилучшие доступные технологии и решения для производства топливных гранул и брикетов из древесной биомассы и отходов деревообработки»

Рекомендации по организации производства тепловой и электрической энергии из древесной биомассы и отходов деревообработки в коммунальной и промышленной энергетике

 

10

20 сентября 2015 года вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 340 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга". Приказ прошел регистрацию в Минюсте 4 сентября и был официально опубликован 9 сентября 2015 года. Ссылка на официально опубликованный документ:

Приказ Минприроды России от 04.08.2015 № 340 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного лесопатологического мониторинга"

 

11

Приказом от 23 сентября 2015 года № 325 (официально опубликован 7 октября) Рослесхоз ввел запрет на несанкционированное получение руководящими работниками подведомственных ему учреждений подарков и вознаграждений, связанных с исполнением трудовых обязанностей, а также на несанкционированное получение от международных организаций наград, почетных и специальных званий, вхождение в органы управления международными неправительственными организациями, работу на иностранцев. Указанные ограничения распространяются на генеральных директоров (начальников), их заместителей, главных бухгалтеров, директоров филиалов (при наличии) Рослесинфорга, Мослеса, ВНИИЛГИСбиотеха, Рослесозащиты, Авиалесоохраны, СевНИИЛХа, ДальНИИЛХа, Российского музея леса, ВНИИЛМа, Учебно-методического центра, Рослесресурса, СПбНИИЛХа.

Ограничения для работников подведомственных учреждений установлены приказом Рослесхоза от 23.09.2015 № 325 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральным агентством лесного хозяйства, ограничений, запретов и обязанностей".

Перечень должностей, на которые распространяются ограничения, определяется приказом Рослесхоза от 16 декабря 2013 г. № 363. Перечень ограничений, о которых идет речь, определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568

 

12

Приказом Минприроды России от 31 августа 2015 года № 373 утвержден "Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 12 октября, и официально опубликован 15 октября 2015 года (ссылка).

Порядок разработан в соответствии со статьей 13.2 федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ссылка).

 

 

13

Постановлением от 31 октября 2015 г. № 1178 Правительство РФ утвердило типовой договор купли-продажи лесных насаждений, который придет на смену ранее действовавшей форме примерного договора (типовой договор, по крайней мере с точки зрения Рослесхоза, является обязательным, форма примерного договора была рекомендательной). Типовой договор применим ко всем случаям купли-продажи лесных насаждений - для собственных нужд, для заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, для заготовки древесины при выполнении контрактов на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, но для конкретных случаев типовым договором предусмотрены некоторые свои особенности.

С ним пока можно ознакомиться на сайте Правительства РФ:

Постановление от 31 октября 2015 г. № 1178 "О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений"

 

 

14

Распоряжением от 4 декабря 2015 г. № 2491-р Правительство РФ утвердило "Нормативы утилизации отходов от использования товаров" на 2015-2017 годы. Нормативы распространяются, в том числе и на некоторые товары, производимые предприятиями лесного сектора.

На 2015 год на все товары норматив утилизации отходов нулевой, а на 2016-2017 или только на 2017 (в зависимости от товара) отличается от нуля. Это означает, что некоторые предприятия лесного сектора начиная с 2016 или с 2017 года должны будут обеспечить утилизацию части отходов производимой ими (или аналогичной) продукции.

Нормативы приняты в соответствии с частью первой статьи 24.2 федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, вступившей в силу с начала 2015 года): "Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации".

Под утилизацией отходов этот закон понимает "использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерацию), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперацию)".

Вышеуказанным распоряжением устанавливаются нормативы утилизации отходов для следующих товаров лесного сектора (подробное описание групп товаров смотрите в тексте распоряжения):

  • Группа № 8 "Изделия деревянные строительные и столярные прочие" - 5% с 2017 года;
  • Группа № 9 "Тара деревянная" - 5% с 2017 года;
  • Группа № 10 "Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная", за исключением следующих видов товаров - 10% с 2016 года и 20% с 2017 года; Мешки и сумки бумажные - 5% с 2016 года и 10% с 2017 года;
  • Группа № 11 "Изделия хозяйственные и санитарно-гигиенические и туалетные принадлежности" - 5% с 2016 года и 10% с 2017 года;
  • Группа № 12 "Принадлежности канцелярские бумажные" - 5% с 2016 года и 10% с 2017 года;
  • Группа № 13 "Изделия из бумаги и картона прочие" - 5% с 2016 года и 10% с 2017 года;
  • Группа № 36 "Услуги по изданию газет"- 5% с 2016 года и 10% с 2017 года.

Ссылка на документ: Распоряжение Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. № 2491-р

 

15

В октябре 2015 года Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства обнародовал разработанные им в рамках Концепции интенсивного использования и воспроизводства лесов проекты новых редакций Правил лесовосстановления и Правил заготовки древесины. С обоими документами (с каждым - или как с готовым документом, или в режиме правки, позволяющим увидеть отличия от ныне действующих правил) можно было ознакомиться на официальном сайте института.

Принятие этих документов отложено на февраль-март 2016 года.

 

16

12 декабря 2015 года во Франции после двухнедельных переговоров делегации 196 стран мира единогласно приняли новое соглашение, относящееся к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - Парижское соглашение, которое заменит Киотский протокол. (ссылка). Перевести бюрократический ООНовский язык затруднительно, поэтому пока приводим только суть статьи 5 Соглашения, касающейся лесов:

- стороны должны принимать меры по сохранению и увеличению поглощения и накопления парниковых газов, в том числе лесами;

- поощряются действия сторон по поддержке сокращения выбросов парниковых газов от обезлесенья и деградации лесов, поддержке устойчивого управления лесами и увеличения накопленных запасов углерода в развивающихся странах, в том числе путем оплаты достигнутых результатов;

- поощряются "альтернативные подходы" к лесу, направленные на многоцелевое устойчивое управления лесами и стимулирование в подходящих случаях получения "неуглеродных" выгод от них.

 

17

С целью реализации федерального закона от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ, предусматривающего возврат так называемого "краткосрочного пользования лесом" (для субъектов малого и среднего предпринимательства), региональные власти начинают утверждать коэффициенты для определение расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В частности, постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2015 года № 653 для этого региона утвержден коэффициент 16,13.

Суть дела.

Согласно действующей редакции Лесного кодекса РФ (с изменениями, внесенными в том числе федеральным законом от 29 июня 2015 года № 206-ФЗ), лес для коммерческой заготовки древесины может предоставляться в аренду (кому угодно), в постоянное бессрочное пользование (государственным учреждениям), а также продаваться отдельными лесосеками по договорам купли-продажи - или в исключительных случаях для государственных и муниципальных нужд, или субъектам малого и среднего предпринимательства. В последнем случае в начальную цену платы по договору (которая может быть повышена по результатам аукциона, но не может быть снижена) включаются расходы на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, которые как раз и определяются с помощью специального коэффициента. Методика определения этого коэффициента утверждена постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2015 года № 1320, а сами коэффициенты в каждом субъекте РФ должны быть утверждены региональными властями.

Коэффициент 16,13 означает, что минимальная ставка платы по договору купли-продажи лесных насаждений для субъектов малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае будет определяться умножением ставок платы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 с учетом их индексации, на этот коэффициент. Например, для первого разряда такс Первого Восточно-Сибирского лесотаксового района (это, например, ближайшие окрестности Читы или крупных станций на Транссибе) стоимость деловой древесины сосны средней крупности составит без малого 1,2 тыс. рублей за кубометр "на корню", а дровяной древесины сосны - 43 рубля.

 

18

Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 377-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (официально опубликован 15 декабря) штрафы за повторное нарушение требований об оплате проезда автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн по дорогам общего пользования федерального значения, снижены в сто раз - с одного миллиона до десяти тысяч рублей. Кроме того, в КоАП внесено примечание, согласно которому повторное выявление случаев неоплаченного проезда средствами автоматической фиксации в течение суток после первого не будет рассматриваться как отдельное нарушение.

Эти изменения коснутся в том числе всех перевозчиков древесины, пользующихся федеральными автодорогами, поскольку каждый автомобиль-лесовоз имеет разрешенную массу свыше двенадцати тонн.

Водители-дальнобойщики, протестовавшие против системы взимания этой платы, хотя и не добились пока отмены системы "Платон" в целом, добились отмены драконовских штрафов, позволявших быстро разорить любого из них всего за два случая неоплаченного проезда по федеральным автодорогам.

Ссылка на опубликованный закон:

Федеральный закон от 14.12.2015 № 377-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

С 15 ноября 2015 года в России введен платный проезд автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (в том числе лесовозов - они все имеют такую массу) по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Согласно постановлению Правительства РФ от 18 мая 2015 г. № 474, эта плата (получившая неофициальные названия "двенадцатитонный оброк" или "налог Ротенберга") должна была составлять 3 рубля 73 копейки за километр, но после серьезных протестов водителей-дальнобойщиков правительство решило временно ее уменьшить. Согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191, до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру этой платы применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82.

Таким образом, с 15 ноября 2015 года плата за километр проезда лесовоза или любого иного автомобиля с разрешенной массой свыше 12 тонн теперь должна составить 1 рубль 53 копейки.

Кроме того, с 15 ноября 2015 года вступила в силу статья 12.21.3 КоАП РФ следующего содержания:

Статья 12.21.3. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

1. Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если такая плата является обязательной, - влечет наложение административного штрафа на водителя указанного транспортного средства в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - сорока тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за движение указанного транспортного средства, - в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - одного миллиона рублей.

Сумма платы никак не дифференцируется в зависимости от разрешенной максимальной массы конкретного транспортного средства: она будет составлять 1 рубль 53 копейки хоть для двенадцатитонного автомобиля, хоть для сорокатонного автопоезда. Но есть еще технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", вступивший в силу с 1 января 2015 года - он ограничивает максимальную массу автопоезда сорока тоннами (исключение делается только для контейнеровозов - они могут иметь массу до 44 тонн, но к лесовозам это исключение не относится). Из-за этого технического регламента перевозчики древесины, использующие современные автопоезда-сортиментовозы, вынуждены загружать их не полностью - недогруз в худших случаях может достигать 25-30 кубометров за один рейс.

То есть ездить по федеральным автотрассам на полностью загруженных современных сортиментовозах будет нельзя, но платить за проезд придется. Очевидно, что эти два закона (от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому вводится платный проезд двенадцатитонников, и Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств") могут весьма существенным образом повлиять на экономическую ситуацию в российском лесном секторе, и без них не особенно благополучную.

Согласно постановлению Правительства РФ от 3 ноября 2015 г. № 1191, до 29 февраля 2016 г. включительно к размеру этой платы применяется коэффициент 0,41, а с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. включительно - 0,82. Таким образом, с 15 ноября 2015 года плата за километр проезда лесовоза или любого иного автомобиля с разрешенной массой свыше 12 тонн теперь должна составить 1 рубль 53 копейки.

Кроме того, этим же постановлением Правительства РФ сделано еще одно послабление, уже не временное, а постоянное: им разрешается использовать для контроля за передвижением по автодорогам с целью взимания платы не только специальные бортовые устройства, поставляемые сборщиком платы, но и другие - "сторонние" (которые, однако, сборщиком должны быть зарегистрированы).

Ссылка: постановление от 3 ноября 2015 г. № 1191

До введения этой системы остается всего несколько дней. Рекомендуем всем, чья деятельность так или иначе связана с перевозкой древесины или иных тяжеловесных грузов по федеральным дорогам (даже по небольшим их участкам), ознакомиться с соответствующей нормативной базой - может быть, это поможет избежать ненужных неприятностей.

Собирать платежи будет ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", основные центры, обеспечивающие эту работу, располагаются в Твери. Плата будет собираться за пользование автомобильными дорогами общей протяженностью 50 774 километров.

Для лесовозов типа Камаз без прицепа взимание такой платы будет равноценно увеличению цены дизельного топлива примерно на треть (при движении по федеральным автодорогам). Соответственно, введение этой системы может весьма существенно повлиять на общую ситуацию в лесном секторе, причем на разные предприятия - по-разному.

Ссылка на систему взимания платы:

Платон - система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.

 

19

Постановлением от 11 декабря 2015 г. № 1353 Правительство РФ предусмотрело сокращение на 10% численности служащих и работников подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти (включая министерства, федеральные службы и агентства, их центральные аппараты и территориальные органы) с 1 января 2016 года.

 

20

Новый "Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", утвержденный приказом Минприроды России от 28 октября 2015 года № 445, вступил в силу 4 января 2016 года. Приказ был зарегистрирован в Минюсте 22 декабря и официально опубликован 24 декабря 2015 года. Документ имеет формальный характер - в целом он лишь повторяет требования, уже прописанные в действующем законодательстве.

Ссылка на официально опубликованный приказ:

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.10.2015 № 445 "Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".

 

21

Официально опубликован федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 455-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов" - тридцать первый набор поправок к Лесному кодексу РФ 2006 года.. вносящий "лесозащитные" поправки в Лесной кодекс РФ.

 

22

1 января 2016 года вступают в силу последние изменения, внесенные в российское законодательство федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, а именно часть первая статьи 8.28.1 КоАП РФ: "Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей".

Само по себе требование декларирования сделок с древесиной вступило в силу раньше - 1 июля 2015 года. Еще раньше вступили в силу другие требования, введенные этим законом: о запрете на отчуждение древесины, проданной гражданам для собственных нужд, о создании ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (с 1 февраля 2014 года), о сопроводительном документе на перевозку древесины (с 1 июля 2014 года), об учете древесины, о маркировке древесины дуба, бука и ясеня, о штрафах за перевозку древесины без сопроводительного документа (с 1 января 2015 года), и некоторые иные, менее значительные.

Концепция единой государственной системы учета древесины и сделок с ней и законопроект, ставший в итоге федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, разрабатывались в Рослесхозе и Минприроды России с начала 2012 года (а идея такой системы появилась еще на несколько лет раньше). Подготовкой этого законопроекта и проектов некоторых подзаконных актов к нему в Минприроды, Рослесхозе и Рослесинфорге руководил А.Н.Мариев. Официальными авторами законопроекта стали депутаты Государственной Думы В.И.Кашин, И.И.Никитчук, А.И.Фокин, Л.А.Огуль, А.Б.Василенко, Б.В.Иванюженков, В.М.Мархаев, А.Е.Бобраков и М.Л.Шаккум. В реальности и законопроект, и многие подзаконные акты к нему сочинялись в стиле письма "троих из Простоквашино", то есть разные части проектов готовились и правились разными людьми, что привело ко множеству нестыковок, внутренних противоречий, пробелов и технических ошибок.

Закон был направлен против незаконных рубок лесных насаждений, но его разработчики, судя по официальной пояснительной записке к законопроекту, опирались на "липовые", не имеющие никакого отношения к реальности, данные о масштабах проблемы: "объем незаконно добываемой древесины, составляет более 1 млн. кубометров в год". Реальная доля незаконных рубок в нашей стране оценивается большинством экспертов в 15-25% от общего объема заготовки древесины, что соответствует примерно 35-65 миллионам кубометров в год. Представляется очевидным, что для борьбы с незаконными рубками в объеме около миллиона кубов в год (0,5% от общего объема заготовки древесины - то есть на уровне лучших мировых показателей), и для борьбы с незаконными рубками в объеме 35-65 миллионов кубов в год (15-25%, то есть ближе к худшим показателям) нужны совершенно разные меры. Ориентируясь на "липовые" данные - не только по объемам незаконных рубок, но и по их причинам - законодатели приняли неадекватный закон. Однако, поскольку основные ставки в борьбе с воровством леса были сделаны именно на него, отказаться от его применения в ближайшие годы вряд ли получится.

Вступление в силу всех изменений, внесенных в российское законодательство законом от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ, практически с гарантией приведет к целому комплексу неблагоприятных последствий:

во-первых, основные усилия органов управления лесами будут окончательно переориентированы с реальной охраны лесов на имитацию их охраны путем тотального контроля за потоками древесины, в результате чего лес станет еще менее охраняемым и более беспризорным, а масштабы воровства леса вырастут;

во-вторых, добросовестные лесопользователи и работники неизбежно сильно пострадают из-за ошибок в системе ЕГАИС и нестыковок между учетом лесных ресурсов при их предоставлении в пользование ("в примерном количестве" по материалам древних лесоустройств) и требованиями к учету при сделках и перевозке;

в-третьих, у многих сельских жителей возникнут дополнительные проблемы с приобретением дров - в связи как с требованиями по учету, так и с запретом на отчуждение, то есть фактически на оплату заготовки и вывозки дров "натурой" (частью купленной на льготных условиях древесины);

в-четвертых, руководители органов управления лесами будут вынуждены "делать хорошую мину при плохой игре" - не признавать реальных масштабов воровства леса и смежных лесных проблем, поскольку признание породит множество вопросов к внедрению 415-ФЗ и ЕГАИС, а они могут привести к громким отставкам и даже посадкам "стрелочников".

Борьбе с незаконными рубками федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 415-ФЗ и ЕГАИС учета древесины и сделок с ней практически никак не помогут - просто потому, что в нашей стране давно отработаны многочисленные способы и технологии легализации "ворлеса" еще до его вовлечения в официальный оборот, и до перевозки по основным магистралям, где реально есть кому проверять наличие сопроводительных документов и соответствие декларациям о сделках. Пока лесные ресурсы предоставляются лесопользователям в примерном количестве, да еще и в объемах "липовой", реально ничем не обеспеченной, расчетной лесосеки - практически любые объемы "ворлеса" можно будет легализовать и спрятать в общем обороте древесины.

И кроме того - основной ущерб лесу причиняют сейчас не самовольные рубки без документов, защитить от которых теоретически мог бы контроль за оборотом древесины, а рубки разрешенные, снабженные всеми необходимыми документами, но проводящиеся без реальных оснований, без соблюдения лесоводственных норм, без последующего лесовосстановления. Одними только санитарными рубками (большинство которых лечит лес от одного недуга - избытка стволовой древесины) в нашей стране ежегодно заготавливается 30-40 миллионов кубометров древесины (29,5 млн. кубометров по официальным данным за 2014 год). Борьбе с такими незаконными или условно-законными рубками контроль за оборотом древесины заведомо никак не поможет, даже если будет организован самым добросовестным образом.

 

Подборку сделал В.М.Семехин